Методика расчета эффективности бизнес-проектов

1. ВВЕДЕНИЕ

Любой бизнес-проект строится на понимании его эффективности с точки зрения востребованности и прибыльности. В большинстве случаев, преимущества от внедрения информационных технологий (ИТ) у руководства компаний не вызывают сомнений. Окупаемость ИТ-решений признает большинство представителей менеджмента компаний, тем не менее, единой методики расчета эффективности внедренных в компании или на предприятии информационной системы на настоящий момент не существует.

Как ни парадоксально это звучит, но для многих руководителей компаний возврат вложений в информационные технологии не является основным показателем для принятия решения о начале реализации проектов. Основным критерием для принятия такого рода решения чаще всего является эффективность систем с точки зрения повышения производительности труда.

На текущий момент, в международной практике сложилось несколько различных методологических подходов к оценке эффективности от эксплуатации информационных систем, некоторые из которых будут рассмотрены в данной статье.

2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Инвестиции в сфере информационных технологий оцениваются в виде при помощи следующих, основополагающих для большинства видов бизнеса, показателей:

    Бизнес показатели:
  • рост рыночной капитализации компании,
  • уменьшение бизнес-рисков,
  • сокращение сроков оборота капитала.
    Показатели оценки общего контроля над бизнес-процессами:
  • автоматизация взаимоотношений с клиентами,
  • автоматизация процесса планирования и контроля,
  • автоматизация процесса документооборота,
  • автоматизация финансовой деятельности.
    Технические показатели:
  • увеличение прозрачности доступа к информации для клиентов и сотрудников,
  • уменьшение времени доступа к информации,
  • увеличение коэффициента централизации информационных ресурсов компании.
    Оценка эффективности от внедрения информационных технологий, применяемая нашей компанией, строится на методиках анализа приведенных выше бизнес показателей. Применяются следующие формы анализа:
  • Независимый – каждый показатель анализируется в отдельности;
  • Взаимовлияния - анализируется степень взаимовлияния различных показателей;
  • Интегральный - анализируется совокупность всех параметров с учетом их взаимовлияния для определения совокупного показателя повышения эффективности.

Результатом такого анализа является отчет, на основе которого в дальнейшем руководство компании может принимать решение о том какие технологические решения, в каких областях деятельности компании, в каком порядке и в какие сроки необходимо внедрять для максимально эффективного развития компании.