К оглавлению

RUP. Процессы поддержки

    RUP предусматривает три процесса поддержки:
  • Управление проектом;
  • Управление конфигурацией;
  • Управление средой.
Управление проектом. Цели

Основной целью процесса управления проектом является обеспечение руководства проектом, направленное на успешную сдачу программного продукта. RUP акцентирует внимание на планировании жизненного цикла и отдельных итераций, управлении рисками, наблюдаемости хода проекта и метриках проекта.

    Планирование предполагает созданий двух видов планов:
  • План фаз – крупномасштабный план проекта, показывающий основные вехи жизненного цикла (даты завершения больших этапов – фаз, выпуска эволюционных прототипов и т. д.) и требуемые ресурсы. Он создается в начале фазы исследования и обновляется по мере необходимости.
  • План итераций создается для каждой итерации и предназначается для определения и распределения задач между участниками проекта.

Риском будем называть все то, что может стоять на пути к успеху проекта и на данный момент является неизвестным или неопределенным. Главная идея управления рисками заключается в том, что не нужно пассивно ждать, пока риск станет проблемой, но требуется заблаговременно определять линию поведения. Управление рисками означает определение и оценку рисков, принятие линии поведения, направленной на устранение, снижение вероятности риска, а также выбор действий на случай реализации риска.

Для контроля и управления проектом используются измерения. Они проводятся для того чтобы установить, насколько отдалено текущее состояние проекта от поставленной цели, спланировать работы и определить, как можно повысить эффективность процесса.

Управление проектом. Деятельности

Открытие нового проекта. Эта деятельность выполняется только в первой итерации. Осуществляется инициализация проекта, определяются и оцениваются риски, разрабатывается бизнес-план. Цель – перевод проекта в стадию, когда возможно принятие решения о продолжении или об отказе от проекта.

Оценка области действия проекта и рисков. Целью является пересмотр и уточнение возможностей и характеристик проекта, а также связанных с ним рисков.

Создание плана разработки ПС. Создается план разработки ПС, включающий перечень рисков, планы измерений, управления рисками, разрешения проблем, принятия продукта. Определяется структура и ресурсы проекта. Разрабатывается план фаз проекта.

    Планирование итерации. Разрабатывается план очередной итерации, уточняется и корректируется бизнес-план и план разработки ПС. План итерации подробно описывает, что должно произойти за время итерации. Он определяет исполнителей и выполняемые ими работы. При создании плана итерации необходимо:
  • Сформулировать объективные критерии успеха итерации. Они будут использоваться при ее оценке;
  • Определить конкретные, измеримые артефакты, которые требуется разработать или изменить, а также выполняемые для этого работы;
  • Использовать типичную итерационную декомпозицию работ для реальных действий, которые должны быть произведены;
  • Использовать смету при определении продолжительности и объема работ для каждого вида деятельности, удерживая все значения в пределах бюджета.

Наблюдение и контроль. Эта деятельность включает распределение работ и создание графика работ, наблюдение за состоянием проекта, обработку исключительных ситуаций, и создание отчета о состоянии. Выполняется обработка предложенных изменений и включение их в график работ текущей или последующих итераций, производится наблюдение за активными рисками, дается оценка прогресса и качества проекта. В RUP постоянно выполняемые оценки состояния проекта являются основой для решения разных проблем и управления рисками проекта. Если команда разработчиков выявила проблему, назначается сотрудник, ответственный за ее разрешение, и определяется дата, когда проблема должна быть разрешена. Ход процесса должен регулярно контролироваться, а обновления должны выполняться по мере необходимости.

Управление итерацией. Целью этой деятельности является получение достаточных для выполнения итерации ресурсов, разделение требуемых работ, оценка результатов итерации.

    Завершение фазы. Выполняются работы, завершающие выполнение фазы. Даются ответы на следующие основные вопросы:
  • Решены ли все основные проблемы предыдущей итерации?
  • Известно ли состояние всех основных артефактов (см. ниже управление конфигурацией)?
  • Рассмотрены ли все проблемы развертывания?

При удовлетворительном состоянии проекта выдается разрешение на переход к следующей фазе.

Завершение проекта. Руководитель проекта подготавливает проект к завершению. Готовится заключительная оценка состояния. При успешной сдаче проекта заказчик получает программный продукт в пользование. Высвобождающие ресурсы могут быть перераспределены (использованы в других проектах).

Управление конфигурацией и изменениями. Цели

Целью управления конфигурацией и изменениями является поддержание целостности артефактов с учетом возможности внесения в них изменений в соответствии с запросами на изменения. Этот вспомогательный процесс распространяется на весь жизненный цикл программного продукта и складывается из трех отдельных процессов.

Управление конфигурацией (Configuration management).

Процесс управления конфигурацией (УК) связан с определением артефактов, зависимостей между ними и конфигураций, являющихся непротиворечивыми множествами взаимосвязанных артефактов. Сюда же относятся вопросы распределения рабочих сред между участниками проекта с целью предотвращения ненужного дублирования документов. УК декларирует, что все артефакты подчиняются версионному управлению. По мере развития проекта у каждого артефакта появляются множество версий. Все они сохраняются в архиве проекта, причем ведется история изменений, в которой указывается причины и цели создания каждой версии каждого артефакта. Записанную в архив проекта версию нельзя изменить, можно лишь создать новую версию. Кроме того, знания о зависимостях между артефактами позволяют точно повторять действия при создании наборов артефактов (например, при сборке программы из отдельных файлов). Создание версий и связей поддерживается с помощью инструментальных средств УК.

    УК позволяет:
  • исключить возможность потери артефактов,
  • обеспечить возможность «возврата назад» в случаях, когда принятые решения и полученные при их реализации версии артефактов не устраивают заказчика или разработчиков проекта,
  • гарантировать точное повторение действий над группой связанных артефактов в итерациях,
  • избегать дублирования артефактов и связанной с этим возможности привнесения дополнительных дефектов,
  • поддерживать наблюдаемость хода выполнения работ по проекту путем предоставления нужной информации.

Управление внесением изменений

Деятельности этого процесса направлены на сбор и сохранение запросов на внесение изменений, поставляемых как участниками разработки ПС, так и внешними сторонами. Запросы на внесение изменений могут появляться по разным причинам (исправление дефекта, улучшение параметра качества продукта, например, производительности, задание дополнительных требований и т. д.) Каждый запрос на внесение изменений сохраняется в базе данных проекта и может находиться в разных состояниях в зависимости от хода выполнения работ по этому запросу (новый, зарегистрированный, принятый, завершенный и др.). Состояния запросов изменяются участниками проекта в соответствии с выделенными правами. По мере работы с запросом в него добавляется информация (например, сначала это может быть только описание дефекта, затем добавляется результаты анализа, указываются затрагиваемые артефакты, назначается исполнитель). С запросом может быть связан приоритет, позволяющий определить порядок выполнения работ по запросам на изменения.

Управление состоянием и измерениями

    Этот процесс связан с управлением проектом и направлен на предоставление информации, полезной для оценки:
  • Состояния, прогресса, общих тенденций и качества продукта;
  • Издержек и расходов;
  • Проблемных областей, требующих внимания;
  • Того, что сделано и что необходимо сделать.

Вся необходимая информация находится в базе данных и архиве проекта. Руководитель работ оценивает состояние дел путем непосредственного просмотра запросов, истории версий артефактов или на основе анализа различных отчетов, формируемых инструментальным средством УК. Анализ позволяет руководителю оценить имеющиеся ресурсы и принять необходимые управленческие решения.

Управление конфигурацией и изменениями. Деятельности

Планирование конфигурации проекта и управления изменениями. Описываются все виды деятельности, связанные с УК, которые надо выполнить. Описывается процесс контроля над изменениями.

Создание среды УК. Целью этой деятельности является создание рабочей среды, в которой будут доступны все артефакты, будет обеспечена разработка, интеграция и архивирование продукта.

Создание рабочей среды исполнителей. В пределах своей рабочей среды исполнитель получает доступ к артефактам проекта, имеет возможность вносить в них изменения и предлагать внесение изменений в проект в целом. Изменения, сделанные отдельными исполнителями, направляются в рабочую среду интеграции.

Управление версиями. При записи артефакта в архив проекта формируется его новая версия. Управление версиями предусматривает обязательное указание причин и целей создания версии. При выборе артефакта из архива можно указать конкретную версию.

Управление запросами на внесение изменений. Целью этой деятельности является обеспечение последовательного внесения изменений в проект и информирование о состоянии продукта, его изменениях и о влиянии изменений на стоимость и сроки выполнения проекта.

Наблюдение за состоянием конфигурации. Наблюдаемость процесса разработки обеспечивается путем доступа руководства проекта к хранимым артефактам и запросам на изменения, а также путем предоставления отчетов о состоянии конфигурации. При этом инструментальные средства, поддерживающие управление конфигурацией и изменениями, могут выполнять требуемые измерения. Например, можно показать процент завершенных запросов, число открытых запросов высокого приоритета и т. д.

Управление средой. Цели

Многие виды деятельностей, предусмотренные RUP, могут быть автоматизированы посредством инструментальных средств, что позволит избежать наиболее трудоемких, напряженных и подверженных ошибкам аспектов разработки ПС.

    Цель процесса управления средой – процедурная и инструментальная поддержка организации, разрабатывающей ПС. Она включает:
  • Выбор и приобретение инструментальных средств;
  • Настройку инструментальных средств под требования организации-разработчика;
  • Конфигурирование процесса;
  • Усовершенствование процесса;
  • Создание технических служб поддержки.
Управление средой. Цели

Многие виды деятельностей, предусмотренные RUP, могут быть автоматизированы посредством инструментальных средств, что позволит избежать наиболее трудоемких, напряженных и подверженных ошибкам аспектов разработки ПС.

    Цель процесса управления средой – процедурная и инструментальная поддержка организации, разрабатывающей ПС. Она включает:
  • Выбор и приобретение инструментальных средств;
  • Настройку инструментальных средств под требования организации-разработчика;
  • Конфигурирование процесса;
  • Усовершенствование процесса;
  • Создание технических служб поддержки.
Управление средой. Роли и артефакты

Основным исполнителем процесса является технолог. В его обязанности входит конфигурирование процесса перед запуском проекта и усовершенствование процесса в ходе проектных работ. Поддержка аппаратной и программной среды разработки ложится на плечи системного администратора.

Главным создаваемым артефактом является план разработки, описывающий процесс, используемый в данном проекте. В нем указывается, какие артефакты, предусматриваемые в RUP, будут использоваться в проекте и каким образом.

Управление средой. Деятельности

Подготовка среды к реализации проекта. Выполняется оценка текущего состояния организации-разработчика и имеющейся инструментальной поддержки. Создается предварительный план разработки. Составляется перечень инструментальных средств, которые предполагается использовать при разработке. Составляется перечень шаблонов для производства основных артефактов.

Подготовка среды к итерации. Производится дополнение и уточнение плана разработки, выполняется подготовка и настройка инструментальных средств, которые будут использоваться в итерации. Составляется набор шаблонов для артефактов, создаваемых в итерации. Осуществляется подготовка сотрудников к использованию инструментальных средств.

Подготовка руководящих директив. Для каждого основного технологического процесса подготавливается набор директив на основе анализа проблем и дефектов предыдущих итераций.

<< Назад